Пройти по инновационному кругу

Научно-практический семинар «От науки к бизнес-инновациям» собрал 15  марта в НАН Беларусимолодых ученых, представителей вузов, бизнес-кругов, а также депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. В числе его организаторов –Центр развития молодежного предпринимательства экономического факультета БГУ, Институт социологии и Совет молодых ученых НАН Беларуси.

Семинар открыл главный ученый секретарь НАН Беларуси Александр Кильчевский. Он заострил внимание молодых коллег на своем опыте организации коммерчески ориентированных научных центров Института генетики и цитологии, который Александр Владимирович ранее возглавлял.

Один из таких востребованных продуктов − генетические паспорта. Это способствует привлечению внебюджетных средств в институт,популяризации результатов его работы. А.Кильчевский подчеркнул, что у молодых людей должна быть смелость идти сложным научным путем. Плохо, если, не достигнув результата, не внедрив технологию в реальный сектор экономики, молодой ученый свернет с намеченного пути.

Поэтому нужно продвигать свои идеи, зарабатывать законными путями (а их немало), и самореализовываться. Все это приветствуется.В целом семинар был направлен на то, чтобы ученый понимал, как взаимодействовать с бизнесом, который потенциально заинтересован в новых идеях и разработках. Здесь важную роль играет психология. Как отметила в своем выступлении начальник учебно-научного Центраразвития молодежного предпринимательства экономического факультета БГУ, доктор психологических наук Любовь Шумская, «мы провели исследования требований работодателей к молодым кадрам в сфере предпринимательства. Среди таких качеств не только профессиональные − опыт работы, профподготовка, знания языков и IT-технологий, но и личные − мотивация достижений, адекватность самооценки, инновационность, навыки общения, социальная ответственность и патриотизм». То есть без идеи и стремления к достижению цели наряду с сопутствующимимотиваторами прийти к успеху

О своем опыте и понимании нюансов бизнеса молодым ученым рассказал известный белорусский бизнесмен Александр Кнырович, успех которого начинался с внедрения научных достижений, а именно с эффективных ресурсосберегающих технологий и материалов для реконструкции и модернизации инфраструктуры современного города еще в середине 90-х годов прошлого века. Сегодня он − бизнес-ангел, человек, который вкладывает немалые деньги в развитие стартап-проектов для их дальнейшей коммерциализации с помощью более крупных

Свое выступление Александр Станиславович построил в форме диалога, который аудитория активно поддержала. Он отметил, что сообществом бизнес-ангелов к финансированию принимается лишь около 1% от всех поданных проектов (за 5 лет из 1.500 одобрено лишь 15). Это говорит о высоких требованиях к современным идеям. А.Кнырович процитировал основателя компании Apple Стива Джобса, который утверждал, что тот, кто придумал продукт, получает 1 доллар; тот, кто произвел, − 10, а тот, кто продал, − 100. «Это не работает лишь тогда, когда вы − монополист», − заметил Александр Станиславович. О чем это говорит? Современность диктует свои порядки, а значит, каждый обладатель идеи должен уметь не только генерировать ее, но и правильно позиционировать на рынке. Нужно уметь уловить сдвиг парадигмы: когда продукт, не стоивший существенных денег, вдруг вырастает в цене, становится сверхвостребованным или когда при валютном дисбалансе начинают выигрывать экспортеры продукции за счет более выгодного курса. К тому же важна скорость реагирования, умение оказаться в нужное время в нужном месте. «Мы разрабатывали проектную документацию за месяц, когда как в нормальном режиме на это тратится полгода. Понимали, что от этого зависит успех», − подчеркнул А.Кнырович, говоря о необходимости самомобилизации в определенный период деятельности.В процессе общения также обсуждались проблемы частногосударственного партнерства, бизнес- прогнозов, рисков, мотивации на минимизацию убытков и даже особенности пиара в отношении новых проектов

.В выступлении депутата Палаты представителей Национального собрания Инессы Клещук была представлена законодательная база Республики Беларусь, направленная на поддержку развития молодежного предпринимательства и создание соответствующей инфраструктуры, а также высказана мысль об актуальности проблемы воспитания молодых лидеров в сфере науки и организаторов малого наукоемкого бизнеса, их целевой подготовки.

Кроме того, в рамках семинара с докладом о «Проблемах финансирования инициативных проектов ученых» рассказала старший научный сотрудник Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Ольга Баран. Тему обучения предпринимательству затронул студент 4 курса экономического факультета БГУ Валентин Дашкевич. Семинар вызвал интерес у молодежи, поскольку к участию в нем были приглашены практики, которые испытали на себе, что значит идти по инновационному кругу от идеи до сбыта готовой продукции. Многим молодым ученым еще только предстоит встать на этот нелегкий путь и внести свой достойный вклад в развитие экономики нашей страны. А потому мероприятия по передаче практического опыта и понимания бизнеса должны быть продолжены.
Screenshot_1

Источник: газета Навука, №12 (2583) 21 марта 2016 г.

http://gazeta-navuka.by/images/electronic-catalog/21.03.16.pdf