Научная деятельность

Проведение исследований в области молодежной политики

 

В целях научного обеспечения проекта делового образования молодежи в ЦРМП осуществлено выполнение следующих тем НИР:

Министерство образования Республики Беларусь:

2006 г. «Разработка инновационной стратегии развития субъектов хозяйствования на основе использования образовательного и научного потенциала Республики Беларусь». Этап 1 «Систематизация и обзор аналитических материалов по проблеме инновационных стратегий субъектов хозяйствования в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010–2015 годы. Характеристика образовательного и научного потенциала Республики Беларусь» в Государственной комплексной программе научных исследований «Экономика и общество» на 2006–2010 гг. (№ госрегистрации 20063385, 2006 г.).

Результат: предложена и обоснована детализация комплекса взаимоувязанных шагов и подходов к формированию инновационной стратегии предприятия. Дана краткая характеристика образовательного и научного потенциала Республики Беларусь, представлена динамика ценностных ориентаций современной молодежи и факторы, влияющие на процесс их формирования.

2007 г. «Исследование гражданских мотивов профессионального выбора студентов и разработка технологий их оптимизации в условиях учебно-воспитательного процесса ВУЗа» (№ госрегистрации 20071726, 2007 г.).

Результат: разработана комплексная система технологий оптимизации гражданских мотивов профессионального выбора студентов. Опубликована монография Л.И. Шумской «Качество и эффективность воспитательного процесса в вузе» / Л.И. Шумская. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2007. – 263 с.

2008 г. «Разработка единых критериев и показателей оценки качества и эффективности участия профессорско-преподавательского состава ВУЗа в идеологической и воспитательной работе со студентами» (№ госрегистрации 20081675, 2008 г.).

Результат: обоснованы функции и основные направления учебно-воспитательной деятельности преподавателя вуза; разработаны уровневые критерии и показатели оценки качества и эффективности участия преподавателя в идеологической и воспитательной работе со  студентами и методические рекомендации по их практическому применению.

2009 г. «Научно-методическое обоснование и разработка компьютерной программы диагностики уровня социальной зрелости (воспитанности) студента и ее внедрение в образовательную практику» (№ госрегистрации 20090951, 2009 г.).

Результат: разработана структурно-динамическая модель социальной зрелости личности и компьютерная программа диагностики уровня социальной зрелости (воспитанности) студента; осуществлена практическая апробация компьютерной программы.

2010 г. «Разработать научно-методическое обеспечение диагностики социальной зрелости (воспитанности) студента» (№ госрегистрации 20101118, 2010 г.).

Результат: разработаны рекомендации по научно-методическому обеспечению и практическому применению компьютерной программы диагностики социальной зрелости (воспитанности) студента. Опубликовано учебное пособие Л.И. Шумской «Диагностика воспитательного процесса в вузе» / Л.И. Шумская. – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – 343 с.

2015 – 2016 г. «Разработать научно-методическое обеспечение деятельности структур развития молодежного предпринимательства в Республике Беларусь». Планируемые результаты: создание комплекса научно-методического обеспечения деятельности учебной фирмы и школьной учебной бизнес-компании как структур молодежного предпринимательства.

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь:

2010 г. «Разработка предложений о профессиональном самоопределении молодежи в сельской местности в условиях развития агрогородков» (№ госрегистрации 20102211, 2010 г.).

Результат: разработана факторная модель профессионального самоопределения молодежи в сфере предпринимательской деятельности на селе. Раскрыты организационно-управленческие и психологические основы профессионального самоопределения молодежи в сфере предпринимательской деятельности на селе, а также инновационные технологии обучения этой деятельности. В соответствии с предлагаемой факторной моделью, разработан комплекс методических предложений по профессиональному самоопределению молодежи в сельской местности в условиях развития агрогородков.

Национальная академия наук  Беларуси:

2011-2015 гг. «Социально-экономический мониторинг личностно-профессионального становления учащейся и студенческой молодежи как субъекта предпринимательской деятельности на селе в условиях развития в Республике Беларусь агрогородков» в Государственной программе научных исследований «Гуманитарные науки как фактор развития белорусского общества и государственной идеологии (ГПНИ «История, культура, общество, государство» подпрограмма «Социология и философия»)» на 2011–2015 гг. (№ госрегистрации 20115810, 2011 г.).

Результат: мониторинговое социологическое и социально-психологическое исследование особенностей личностно-профессионального становления учащейся и студенческой молодежи как субъекта предпринимательской деятельности. Выявление механизмов и инновационных технологий обеспечения профессионального самоопределения учащейся и студенческой молодежи в сфере предпринимательской деятельности на селе в условиях развития в Республике Беларусь агрогородков и разработка научно-методических рекомендаций по их применению.