.     14 мая в средней школе №66   было многолюдно: сюда пришли школьники всех 25 классов вместе с родителями, чтобы провести благотворительную ярмарку-продажу — заработанные деньги ученики передадут Белорусскому детскому хоспису.

.    По длинному коридору растянулись столы с поделками, над которыми работали школьники с родителями: здесь и бумажные лебеди, и вышитые картины, и даже вязаные бусы. Рядом с каждой поделкой стоит ценник: похожие изделия на выставках ручной работы стоят намного дороже. Мне приглянулась симпатичная плетеная корзинка за 75 тысяч — совсем не скажешь, что она сделана вручную.

.    В столовой шла бойкая торговля домашними пирогами, всевозможным печеньем, вафельными трубочками, слойками — остановить глаз на чем-то одном среди такого количества выпечки было очень сложно.

.    — Попробуйте пирожки с ягодами! Или вот это печенье, очень вкусное! — наперебой предлагают мне школьники по ту сторону «прилавка». Заметно, что ребята искренне увлечены процессом.

.    — Это не просто ярмарка, которую обычно проводят в школах и детских садах, это часть экономического воспитания, — рассказывает директор школы Эллада Григорьевна Власенко. — Нам было важно донести детям, что мероприятие нужно правильно организовать, как бизнес: наладить связи, привлечь людей, разработать рекламу. Не важно, заработают ли дети в этой акции деньги. Важно, что они учатся экономическим основам. И, выйдя из школы, они будут смелее, может быть, кто-то откроет свое дело, кто-то увереннее выберет профессию.

.    Благотворительная ярмарка — это часть бизнес-проекта «Путь к милосердию». Его автор — ученик 9-го «А» класса Козим Мидхатов: свою идею он разработал в Центре развития молодежного предпринимательства экономического факультета БГУ — там школьник занимался целый год.

.    Вместе с преподавателями школы предпринимательства Козим прошел все этапы разработки идеи, начиная от ее конкретной формулировки и заканчивая созданием бизнес-плана и его реализацией.

.    — В школе мою идею одобрили, и я, конечно, принялся за дело — благодаря ей можно будет помочь людям. Совершать добро — это то, что нужно делать человеку. Если мы будем и дальше продолжать заниматься такими проектами, то в нашей школе можно будет создать первую бизнес-компанию, — рассказывает Козим Мидхатов.

.    Начальник Центра развития молодежного предпринимательства экономического факультета БГУ Любовь Шумская говорит, что главный замысел их работы — помочь молодежи самореализоваться:

.    — Предпринимательству нужно учиться, одного «хочу» здесь недостаточно. Поэтому мы открыли специальные школы для молодежи — «Собственное дело». Один тип предусмотрен для школьников, второй — для студентов и молодых специалистов. Мы помогаем развитию предприимчивости молодежи, их адаптации к новой социальной и экономической реальности. Современный рынок очень жесткий, и большое значение имеет скорость: у кого будет больше знаний и опыта, тот обгонит другого и станет успешнее.

.    Занятия в школах ведут не только преподаватели вузов, но и бизнесмены. Платные уроки проходят каждую субботу в течение года: на первом этапе обучения с ребятами проводят тренинги, игры, которые помогают изучить теорию, а затем ученики работают над собственными бизнес-проектами и защищают их.

.    При поддержке центра в школах Минской области уже есть бизнес-компании: дети открывают в школе свое дело, например печатный центр, сами его курируют, на практике осваивая ведение бизнеса и экономические основы.

.    — В Минске пока нет таких компаний, но идею об их создании поддержал глава администрации Советского района Александр Позняк, поэтому мы надеемся, что сегодняшнее мероприятие станет стартом для развития школьного бизнеса, — добавила Любовь Шумская.

На снимке слева направо: Начальник Центра развития молодежного предпринимательства Любовь Шумская, директор школы Эллада Власенко и автор бизнес-идеи Козим Мидхатов. Фото: Алеся ДАШУК.